«К станции нельзя было подойти в течение нескольких часов. Бушевало пламя, рвались снаряды. Куски дерева, металла, фрагменты человеческих тел отлетали на 3 км (до центра города). А когда стало возможно попасть на станцию, мы увидели ужасную картину: все пять путей были исковерканы, вагоны представляли собой груду металла….»

Из воспоминаний Алексеева, жителя г. Тихвина

Первые дни войны. У здания тихвинского военкомата выстроилась огромная очередь из желающих подать заявления и уйти на фронт. Это мужчины и женщины, юноши и девушки, люди совершенно разных профессий, среди них работники торфопредприятия и пожарной команды. В августе 1941 года из добровольцев был сформирован первый партизанский отряд для ведения боевых действий в тылу врага. В октябре 1941 года в районе действовала уже сеть из восьми подпольных комсомольских групп и шести партизанских отрядов.

Станция Тихвин – крупный железнодорожный транспортный узел – стала важнейшим стратегическим объектом. Через нее проходили поезда с продовольствием в осажденный Ленинград, а в тыл шли эшелоны с эвакуированными и составы с ранеными бойцами.

С 8 ноября по 9 декабря 1941 года город Тихвин и Тихвинский район находились в оккупации. За этот месяц значительно ухудшилось снабжение Ленинграда. В результате Тихвинской наступательной операции 4-й армии и частям 54-й армии удалось освободить город и не дать противнику замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда.

После освобождения жители города и района принялись восстанавливать край. Было возобновлено железнодорожное сообщение, вновь стали работать предприятия города, открылись детские дома и детские площадки санаторного типа для детей фронтовиков и партизан. Поднимать пришлось и сельское хозяйство. Труженики села – это преимущественно женщины и подростки.

Единицы хранения

Документы

Издания