«Здесь в годины испытаний грозных
Самолетам делали ремонт,
И солдаты после ран серьезных
Снова возвращалися на фронт».
Владимир Переверзев, «Песня о Пикалево»

Бокситогорский район появился на карте Ленинградской области в послевоенные годы. Он был образован из сельсоветов, ранее входивших в Тихвинский и Ефимовский районы.

Осенью 1941 года фронт все ближе подходил к этой земле, и вскоре западная часть района оказалось в прифронтовой полосе.

8 ноября 1941 г. немецкие войска захватили город Тихвин, а значит, был перерезан единственный железнодорожный путь, по которому доставлялись к Ладожскому озеру стратегические грузы. Теперь эшелоны останавливались на двух станциях Подборовье и Заборье, но в том районе автомобильное сообщение отсутствовало, были только проселочные дороги. В предельно сжатые сроки в декабре 1941 г. военные строители и местное население по болотам и тайге построили новую автомобильную дорогу длиной около 300 километров. Она связала железнодорожные станции Подборовье и Заборье в обход оккупированного Тихвина с Ладожским озером и стала на несколько месяцев частью легендарной Дороги жизни.

Из рабочего поселка Бокситогорский (ныне город Бокситогорск) промышленные предприятия были эвакуированы за Урал. Но продолжали работать госпитали, школа, больница. С 1941 по 1943 гг. в поселке размещалось более 20 госпиталей различного звена для воинов Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Тогда же в Бокситогорске действовал военный аэродром.

В декабре 1941 г. в результате Тихвинской наступательной операции войсками Волховского фронта был освобожден город Тихвин, и фронт отодвинулся от населенных пунктов нынешнего Бокситогорского района на десятки километров.

Единицы хранения

Документы

Издания