23.11 - День рождения А. В. Луначарского
23 ноября 2025 года исполняется 150 лет со дня рождения видного советского деятеля Анатолия Васильевича Луначарского — он появился на свет 11 (23) ноября 1875 года.
Именно А. В. Луначарскому предстояло выстроить в молодом советском государстве новую систему образования и принять меры для искоренения неграмотности населения. Сделать это было непросто: старая система была очень сложной, только начальных учебных заведений в ней насчитывалось до тридцати типов. Многие учителя, которые в надежде на реформы приветствовали Февральскую революцию, вначале довольно настороженно отнеслись к советской власти, к тому же их не хватало.
Документ, который мы сегодня публикуем, в свое время должен был подсказать А. В. Луначарскому, на какую категорию учителей он мог опереться в первую очередь. В середине ноября 1917 года, то есть менее чем через месяц после Октябрьской революции, к Народному комиссару просвещения обратилась группа мобилизованных выпускников учительских семинарий. Они пожаловались, что «…массы учителей находятся в армии бесплодно и без пользы для дела народного просвещения» и просили демобилизовать их, оговорив, что это никак не скажется на боеспособности войск.
Учительские семинарии — это средние специальные учебные заведения, предназначенные для подготовки преподавателей начальной школы. Туда принимали юношей и девушек всех сословий, выдержавших вступительные испытания. Образование было бесплатным, а нуждающиеся получали стипендию, что являлось большим подспорьем для выходцев из бедных семей. И вот выпускники этих семинарий попросили принять меры, чтобы они «… могли приложить свои силы на том поприще, к которому готовились…». И снова цитата: «В тот исторический момент, который мы теперь переживаем, когда происходит коренная ломка миросозерцания народа и создание новых форм жизни помощь учителей в целях образования народа должна быть удесятерена…» — слова, которые были так созвучны идеям А. В. Луначарского!
Надо сказать, что обращение пришло своевременно. В декабре 1917 года началась забастовка учителей, она продолжалась по март 1918 года. Наркомпрос был вынужден выпустить циркуляр «Об ускоренном выпуске в текущем году», который предполагал завершить занятия в школах до конца декабря.
Вскоре в системе образования последовали реформы. Начало им положили два декрета о «единой трудовой школе», провозгласившие трудовое обучение главным принципом школьного образования.
За 12 лет нахождения на посту народного комиссара А. В. Луначарскому многое удалось сделать. В тяжелейшие годы Гражданской войны и экономического кризиса большинство школ продолжило работу. 1920-е годы стали временем поиска, когда разрабатывали новые школьные учебные программы и создавали методики преподавания дисциплин. Успешно шла борьба с неграмотностью: к 1927 году были обучены свыше десяти миллионов взрослых граждан страны. Также народный комиссар ратовал за сохранение музеев, театров, активно помогал петроградской и московской консерваториям — его стараниями они перешли в ведение Наркомпроса.
После отставки в 1929 году с поста народного комиссара просвещения А. В. Луначарский был директором Института литературы и языка Комакадемии, директором Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, одним из редакторов Литературной энциклопедии. Скончался Анатолий Васильевич в 1933 году.
Подготовлено ведущим архивистом Кривенковой О. С.
Именно А. В. Луначарскому предстояло выстроить в молодом советском государстве новую систему образования и принять меры для искоренения неграмотности населения. Сделать это было непросто: старая система была очень сложной, только начальных учебных заведений в ней насчитывалось до тридцати типов. Многие учителя, которые в надежде на реформы приветствовали Февральскую революцию, вначале довольно настороженно отнеслись к советской власти, к тому же их не хватало.
Документ, который мы сегодня публикуем, в свое время должен был подсказать А. В. Луначарскому, на какую категорию учителей он мог опереться в первую очередь. В середине ноября 1917 года, то есть менее чем через месяц после Октябрьской революции, к Народному комиссару просвещения обратилась группа мобилизованных выпускников учительских семинарий. Они пожаловались, что «…массы учителей находятся в армии бесплодно и без пользы для дела народного просвещения» и просили демобилизовать их, оговорив, что это никак не скажется на боеспособности войск.
Учительские семинарии — это средние специальные учебные заведения, предназначенные для подготовки преподавателей начальной школы. Туда принимали юношей и девушек всех сословий, выдержавших вступительные испытания. Образование было бесплатным, а нуждающиеся получали стипендию, что являлось большим подспорьем для выходцев из бедных семей. И вот выпускники этих семинарий попросили принять меры, чтобы они «… могли приложить свои силы на том поприще, к которому готовились…». И снова цитата: «В тот исторический момент, который мы теперь переживаем, когда происходит коренная ломка миросозерцания народа и создание новых форм жизни помощь учителей в целях образования народа должна быть удесятерена…» — слова, которые были так созвучны идеям А. В. Луначарского!
Надо сказать, что обращение пришло своевременно. В декабре 1917 года началась забастовка учителей, она продолжалась по март 1918 года. Наркомпрос был вынужден выпустить циркуляр «Об ускоренном выпуске в текущем году», который предполагал завершить занятия в школах до конца декабря.
Вскоре в системе образования последовали реформы. Начало им положили два декрета о «единой трудовой школе», провозгласившие трудовое обучение главным принципом школьного образования.
За 12 лет нахождения на посту народного комиссара А. В. Луначарскому многое удалось сделать. В тяжелейшие годы Гражданской войны и экономического кризиса большинство школ продолжило работу. 1920-е годы стали временем поиска, когда разрабатывали новые школьные учебные программы и создавали методики преподавания дисциплин. Успешно шла борьба с неграмотностью: к 1927 году были обучены свыше десяти миллионов взрослых граждан страны. Также народный комиссар ратовал за сохранение музеев, театров, активно помогал петроградской и московской консерваториям — его стараниями они перешли в ведение Наркомпроса.
После отставки в 1929 году с поста народного комиссара просвещения А. В. Луначарский был директором Института литературы и языка Комакадемии, директором Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, одним из редакторов Литературной энциклопедии. Скончался Анатолий Васильевич в 1933 году.
Подготовлено ведущим архивистом Кривенковой О. С.
