8.9 - ДЕНЬ НАЧАЛА ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА ВО ВРЕМЯ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ
“…КРЕЩЕННЫЕ БЛОКАДОЙ…”
Осенью 1941 г. Ленинград и более 2,5 млн его жителей оказались в смертельной опасности. Немецко- финские войска с юго-запада, юго-востока и севера осадили его, и по суше взяли в блокадное кольцо. Но город и его гордые жители, так и не покорились им...
В условиях всепоглощающего голода, всепроникающего холода, непрерывных артобстрелов, изнуряющих бомбёжек и окружавшего их трупного ужаса, ленинградцы стоически вытерпели все нечеловеческие страдания, противопоставив нацистcкому ‘зверю из бездны” наивысшую силу человеческого духа!
“Единственное, что можно было противопоставить голоду и бесчеловечности фашизма, - это духовное сопротивление людей единственного города Второй мировой войны, который сумел выстоять”, – так оценил этот подвиг ленинградцев писатель Д.А. Гранин, выступая 27 января 2014 г. перед депутатами германского Бундестага.
Они яростно и жертвенно сражались с нацистским “антихристом-зверем” девятьсот адски трудных дней и ночей. Они выстояли и победили!
27 января 1944 г. настал праздник на их улице - праздник Ленинградской победы!
ГЛАВА I. БЕСПРИМЕРНАЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ БЛОКАДА…
Какие военные события привели к установлению блокады Ленинграда…
Традиционно мы ведем отсчет Начала Блокады с 8 сентября 1941г, когда пал Шлиссельбург. К этому дню были перерезаны все сухопутные коммуникации, соединяющие Ленинград со страной.
Так, 21 августа немецкие войска захватили железнодорожную станцию Чудово (далее ж /д ст.), перерезав Октябрьскую железную дорогу (далее-жд), связывавшую Ленинград с Москвой.
29 августа немецкий десант под узловой ж/д ст. Мга блокировал ж/д, соединяющую Ленинград с центром и востоком страны. (А движение поездов прекратилось уже 27 августа).
30 августа немецкие войска вышли на левый берег Невы у Ивановских порогов, перерезав последнюю шоссейную дорогу вдоль левого берега Невы, ведущую к Волхову.
Таким образом, блокада означала полное блокирование немецко-финскими войсками сухопутных коммуникаций, связывающих Ленинград с центром и востоком страны; (с Большой землей).
Спасти Ленинград! Прокладка водных путей снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру.
В этих условиях оставалась единственная водная трасса через Ладожское озеро. Причем его южная часть (у Шлиссельбурга) была под контролем немецких войск, а северная - с портами Ландепохья и Сорталахти была под контролем финских войск. А в связи с захватом финскими войсками в нач. сентября Подпорожья и их выходом на берег р. Свирь под Лодейным Полем; финны блокировали и речной путь (из Онежского озера) по Свири.
По состоянию на 12 сентября 1941 г. запасы продовольствия в Ленинграде были крайне ограниченны: хлеба, круп и мяса — на 30–35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. Каменного угля при самой строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, а жидкого топлива — до конца сентября.
18 сентября 1941 г., начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта, генерал-полковник Ф. Гальдер записал в своём Военном дневнике: “Кольцо окружения вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как этого хотелось бы... Положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод”.
Город надо было спасать от надвигающегося голода чрезвычайными мерами!
В условиях блокирования сухопутных коммуникаций, по которым снабжались всем необходимым Ленинград, а также пятисоттысячная группировка войск Ленинградского фронта (далее-Ленфронт), Краснознаменного Балтфлота (далее-КБФ) и Приморской группировки войск (Ораниенбаумский плацдарм), предстояло решить труднейшую задачу перевозок грузов для города по водным трассам бурного Ладожского озера.
Еще 30 августа 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР (далее - ГКО СССР) принял Постановление “О транспортировке грузов для Ленинграда”, которым были намечены срочные меры по организации водных перевозок по Ладожскому озеру.
Постановление ГКО СССР обязывало Наркомат путей сообщения (далее-НКПС) ежедневно, начиная с 31 августа, направлять “на станцию Лодейное Поле по 8 маршрутов продовольствия и по 2 маршрута боеприпасов и вооружения и 1 маршрут горючего” а также “на станцию Волховстрой по 2 маршрута продовольствия для перевалки в речные суда”.
3 сентября Военсовет Ленфронта возложил ответственность за перевозки грузов по Ладоге на Ладожскую военную флотилию (далее-ЛВФ), подчинив ей Северо-Западное речное пароходство (далее-СЗРП).
9 сентября Военсовет постановил: - всю работу по приёму и разгрузке продовольственных и воинских грузов, поступающих для Ленинграда, Ленфронта и КБФ, перенести в Осиновецкую гавань на западном берегу Ладожского озера.
В кратчайшие сроки войсковые части и ленинградские рабочие соорудили 4 пирса для причаливания судов, произвели дноуглубительные работы, вынув 70 тыс. м3 грунта, проложили узкоколейку от причалов к основной ж/д магистрали, а также построили склады для продтоваров, горючего и боеприпасов; вырыли землянки для морских и охранных служб.
12 сентября к Осиновецкому маяку, прибыл первый конвой судов с продовольствием и боеприпасами для блокированного Ленинграда. Вот, что сообщает об этом Уполномоченный ГКО СССР по продовольственному снабжению Ленинграда и Ленфронта Д.В. Павлов в книге “Ленинград в блокаде”. Цитата. “В Осиновец 12 сентября поступили первые две баржи с грузом 800 тонн зерна. Это было крупное событие, поднимавшее дух осажденных. Население видело, что город имеет связь со страной, и страна шлет помощь”.
В тот же день со сторожевого корабля “Пурга” Ладожской военной флотилии (далее-ЛВФ) было выгружено 60 т. боеприпасов. Через 3 дня прибыли ещё 5 судов с 3 тыс. т пшеницы.
Этим было положено начало перевозкам через Ладожское озеро; с этого дня начал функционировать основной водный путь: Гостинополье – Новая Ладога – Осиновец.
А всего, начиная с 12 сентября 1941 г. по конец навигации (15 ноября), по водным трассам было доставлено зерна, муки и крупы 24 097 тонн и 1131 тонна мясных и молочных продуктов. Кроме того, перевезено значительное количество боеприпасов, горючего и других крайне необходимых защитникам города грузов.
Доставленные 25 228 тонн продовольствия в сравнении с потребностями города составляли небольшую величину, однако эти тонны дали дополнительную возможность ленинградцам выиграть 20 дней. Как справедливо писал в своей книге Д.В. Павлов, “в условиях осады крепости даже один день много значит для осажденных”.
В октябре и ноябре 1941 г. водным путем через Ладожское озеро происходила и эвакуация населения Ленинграда. За этот период было переправлено в тыл 33 479 человек.
Ленинград героически сопротивляется осадившему его врагу.
Несмотря на ежедневные артобстрелы, страшные бомбежки и скудный продовольственный паек, защитники Ленинграда осенью 1941 г. оказали ожесточенное сопротивление, что изумило немецких генералов, бравших европейские столицы, без какого-либо, сопротивления в 1940 г. Вот, как описывал после войны бои под Ленинградом немецкий генерал фон Бутлар. Цитата. “Войскам 18-й армии не удалось сломить дух сопротивления защитников города, с фанатичным упорством оборонявших каждый метр земли“.
Невский плацдарм и его легендарный левобережный “пятачок”
С целью вызволения Ленинграда из осадного кольца, по указанию Ставки Верховного Главного Командования (далее - Ставка ВГК) в 1941-1943 гг. Ленфронтом были проведены 5 наступательных операций в целях деблокады города. В т.ч.: 1-я и 2-я Синявинские операции 1941г. (20-26.09; 20-28.10); Синявинская операция 1942 г. (август—октябрь); стратегическая операция “Искра” 1943 г. (12-30.01) и др.
В эпицентре этих операций в районе р.п. Невская Дубровка на левом берегу Невы, находился захваченный 20 сентября 1941г. плацдарм, вошедший в историю как “Невский пятачок”. Ок. 400 дней - с 20 сентября 1941 г. по 17 февраля 1943 г. (с перерывом: с 29.04. - по 26.09.1942 г.) бойцы Ленфронта сражались на этом плацдарме, отражая в день по 12—16 немецких атак. На них обрушивалось до 50 тыс. снарядов, мин и авиабомб в сутки, однако врагу не удалось сломить их волю и упорство! Сюда непрерывно переправлялись всё новые дивизии и стрелковые бригады для прорыва немецкой обороны в самом её узком месте блокадного кольца (глубиной до 15км), на ш/c выступе.
Воины Ленфронта бились здесь с врагом не на жизнь, а на смерть! “Кровавой мельницей у Выборогской” назовут ноябрьские бои 1941 г. на Невском плацдарме парашютисты 7-ой дивизии. Немецкий историк Г. Водаж называл бои с участием парашютистов”мясорубкой”.
Ледовые трассы “Дороги жизни”.
Начало их функционированию относится к 22 ноября 1941 г. Именно, в ночь с 22 на 23 ноября, ещё по неокрепшему льду Ладожского озера на его восточный берег, в пос. Кобону, где располагались базы с продовольствием для Ленинграда, проехала 1-ая автоколонна из 60 грузовиков. Обратно она поехала с 70-ю тоннами ржаной мукой для ленинградцев и прибыла на западный берег, к дер. Коккорево 23 ноября.
За время действия водных и ледовых трасс "Дороги жизни" на Ладоге и её сухопутного продолжения от Кобоны до Подборовья (и Заборья) в Бокситогорском районе было эвакуировано 1 млн 376 тыс. человек; а общее количество грузов, а это - спасительное продовольствие, топливо, боеприпасы, перевезенных в Ленинград по той дороге, - составляло свыше 1 млн 615 тыс. т.
Без водных и ледовых ладожской транспортной стратегической магистрали спасение Ленинграда было бы невозможно!
“Дорога победы”. (5 февраля 1943 – 10 марта 1944 гг.)
18 января 1943 г., как только войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду и появилась возможность прокладки более временной ж/д магистрали для сквозного проезда поездов с Большой земли в Ленинград, ГКО СССР приняло Постановление о срочном сооружении ж/д магистрали “Поляны – Шлиссельбург’, мостов через реки Назия, Нева.
Эта магистраль была построена за рекордные 17 дней. 7 февраля 1943 г. легендарная паровозная бригада машиниста И.П. Пироженко со ст. Волховстрой привела в Ленинград 1-ый сквозной эшелон с продовольствием.
Благодаря новой ж/д магистрали с февраля по декабрь 1943 г в Ленинград было доставлено 4,44 млн т грузов, в т. ч. 630 тыс. т продовольствия, 426 тыс. т угля, 725 тыс. т торфа.
По решению Военного Совета Ленфронта с 22 февраля 1943 г. были повышены нормы выдачи хлеба ленинградцам, в т. ч.: рабочим горячих цехов -700 гр, (оборонных предприятий-600гр), служащим-500 гр, иждивенцам и детям до 12 лет-400 гр.
Магистраль и получила гордое имя: ‘Дорога победы”, ибо по ней в Ленинград было доставлено втрое больше грузов, чем по "дороге жизни"; при чем, значительная часть грузов составляло вооружение, боеприпасы, топливо для танков и самолетов, личный состав войск. Это позволило создать материальные предпосылки для успешного осуществления Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14.01-01.03.1944 г.), в ходе которой были разгромлены войска группы армий ‘Север”, блокировавшие Ленинград.
ГЛАВА II. НЕ ЗАБУДЕМ , НЕ ПРОСТИМ!
Варварские артобстрелы и бомбежки города.
За месяцы блокады на город было обрушено 150 тыс. артиллерийских снарядов, и сброшено с самолетов св.100 тыс. зажигательных и ок. 5 тыс. фугасных авиабомб. От этих бомб и артснарядов в Ленинграде погибло 17 тыс. человек.
Блокадные потери от голода.
Голод вызвал огромную смертность в городе. Согласно сведениям из Акта Ленинградской городской чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Ленинграде и его пригородах за годы блокады умерло от голода 632 253 человека.
Деятельное сопротивление ленинградцев врагу.
Несмотря на муки голода и холода, жители блокадного Ленинграда продолжали учить детей, лечить раненых, производить военную продукцию; это приходилось делать вручную, зачастую, на станках с ножным приводом. В период блокады ленинградцы изготовили и отремонтировали 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолётов, 4,6 тыс. орудий, 850 боевых кораблей и судов; произвели 225 тыс. автоматов, 12 тыс. миномётов, 7,5 млн снарядов и мин.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ленинградцы победили и голод, и жестокого врага, наславшего на них это адово мучение! “Мы победили их, победили морально, мы, осажденные ими!” - воскликнула О. Берггольц накануне прорыва блокады Ленинграда, в своем предновогоднем тосте 29 декабря 1942 г.40
27 января 1944 г. стало для ленинградцев праздником Ленинградской победы!
Осенью 1941 г. Ленинград и более 2,5 млн его жителей оказались в смертельной опасности. Немецко- финские войска с юго-запада, юго-востока и севера осадили его, и по суше взяли в блокадное кольцо. Но город и его гордые жители, так и не покорились им...
В условиях всепоглощающего голода, всепроникающего холода, непрерывных артобстрелов, изнуряющих бомбёжек и окружавшего их трупного ужаса, ленинградцы стоически вытерпели все нечеловеческие страдания, противопоставив нацистcкому ‘зверю из бездны” наивысшую силу человеческого духа!
“Единственное, что можно было противопоставить голоду и бесчеловечности фашизма, - это духовное сопротивление людей единственного города Второй мировой войны, который сумел выстоять”, – так оценил этот подвиг ленинградцев писатель Д.А. Гранин, выступая 27 января 2014 г. перед депутатами германского Бундестага.
Они яростно и жертвенно сражались с нацистским “антихристом-зверем” девятьсот адски трудных дней и ночей. Они выстояли и победили!
27 января 1944 г. настал праздник на их улице - праздник Ленинградской победы!
ГЛАВА I. БЕСПРИМЕРНАЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ БЛОКАДА…
Какие военные события привели к установлению блокады Ленинграда…
Традиционно мы ведем отсчет Начала Блокады с 8 сентября 1941г, когда пал Шлиссельбург. К этому дню были перерезаны все сухопутные коммуникации, соединяющие Ленинград со страной.
Так, 21 августа немецкие войска захватили железнодорожную станцию Чудово (далее ж /д ст.), перерезав Октябрьскую железную дорогу (далее-жд), связывавшую Ленинград с Москвой.
29 августа немецкий десант под узловой ж/д ст. Мга блокировал ж/д, соединяющую Ленинград с центром и востоком страны. (А движение поездов прекратилось уже 27 августа).
30 августа немецкие войска вышли на левый берег Невы у Ивановских порогов, перерезав последнюю шоссейную дорогу вдоль левого берега Невы, ведущую к Волхову.
Таким образом, блокада означала полное блокирование немецко-финскими войсками сухопутных коммуникаций, связывающих Ленинград с центром и востоком страны; (с Большой землей).
Спасти Ленинград! Прокладка водных путей снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру.
В этих условиях оставалась единственная водная трасса через Ладожское озеро. Причем его южная часть (у Шлиссельбурга) была под контролем немецких войск, а северная - с портами Ландепохья и Сорталахти была под контролем финских войск. А в связи с захватом финскими войсками в нач. сентября Подпорожья и их выходом на берег р. Свирь под Лодейным Полем; финны блокировали и речной путь (из Онежского озера) по Свири.
По состоянию на 12 сентября 1941 г. запасы продовольствия в Ленинграде были крайне ограниченны: хлеба, круп и мяса — на 30–35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. Каменного угля при самой строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, а жидкого топлива — до конца сентября.
18 сентября 1941 г., начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта, генерал-полковник Ф. Гальдер записал в своём Военном дневнике: “Кольцо окружения вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как этого хотелось бы... Положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод”.
Город надо было спасать от надвигающегося голода чрезвычайными мерами!
В условиях блокирования сухопутных коммуникаций, по которым снабжались всем необходимым Ленинград, а также пятисоттысячная группировка войск Ленинградского фронта (далее-Ленфронт), Краснознаменного Балтфлота (далее-КБФ) и Приморской группировки войск (Ораниенбаумский плацдарм), предстояло решить труднейшую задачу перевозок грузов для города по водным трассам бурного Ладожского озера.
Еще 30 августа 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР (далее - ГКО СССР) принял Постановление “О транспортировке грузов для Ленинграда”, которым были намечены срочные меры по организации водных перевозок по Ладожскому озеру.
Постановление ГКО СССР обязывало Наркомат путей сообщения (далее-НКПС) ежедневно, начиная с 31 августа, направлять “на станцию Лодейное Поле по 8 маршрутов продовольствия и по 2 маршрута боеприпасов и вооружения и 1 маршрут горючего” а также “на станцию Волховстрой по 2 маршрута продовольствия для перевалки в речные суда”.
3 сентября Военсовет Ленфронта возложил ответственность за перевозки грузов по Ладоге на Ладожскую военную флотилию (далее-ЛВФ), подчинив ей Северо-Западное речное пароходство (далее-СЗРП).
9 сентября Военсовет постановил: - всю работу по приёму и разгрузке продовольственных и воинских грузов, поступающих для Ленинграда, Ленфронта и КБФ, перенести в Осиновецкую гавань на западном берегу Ладожского озера.
В кратчайшие сроки войсковые части и ленинградские рабочие соорудили 4 пирса для причаливания судов, произвели дноуглубительные работы, вынув 70 тыс. м3 грунта, проложили узкоколейку от причалов к основной ж/д магистрали, а также построили склады для продтоваров, горючего и боеприпасов; вырыли землянки для морских и охранных служб.
12 сентября к Осиновецкому маяку, прибыл первый конвой судов с продовольствием и боеприпасами для блокированного Ленинграда. Вот, что сообщает об этом Уполномоченный ГКО СССР по продовольственному снабжению Ленинграда и Ленфронта Д.В. Павлов в книге “Ленинград в блокаде”. Цитата. “В Осиновец 12 сентября поступили первые две баржи с грузом 800 тонн зерна. Это было крупное событие, поднимавшее дух осажденных. Население видело, что город имеет связь со страной, и страна шлет помощь”.
В тот же день со сторожевого корабля “Пурга” Ладожской военной флотилии (далее-ЛВФ) было выгружено 60 т. боеприпасов. Через 3 дня прибыли ещё 5 судов с 3 тыс. т пшеницы.
Этим было положено начало перевозкам через Ладожское озеро; с этого дня начал функционировать основной водный путь: Гостинополье – Новая Ладога – Осиновец.
А всего, начиная с 12 сентября 1941 г. по конец навигации (15 ноября), по водным трассам было доставлено зерна, муки и крупы 24 097 тонн и 1131 тонна мясных и молочных продуктов. Кроме того, перевезено значительное количество боеприпасов, горючего и других крайне необходимых защитникам города грузов.
Доставленные 25 228 тонн продовольствия в сравнении с потребностями города составляли небольшую величину, однако эти тонны дали дополнительную возможность ленинградцам выиграть 20 дней. Как справедливо писал в своей книге Д.В. Павлов, “в условиях осады крепости даже один день много значит для осажденных”.
В октябре и ноябре 1941 г. водным путем через Ладожское озеро происходила и эвакуация населения Ленинграда. За этот период было переправлено в тыл 33 479 человек.
Ленинград героически сопротивляется осадившему его врагу.
Несмотря на ежедневные артобстрелы, страшные бомбежки и скудный продовольственный паек, защитники Ленинграда осенью 1941 г. оказали ожесточенное сопротивление, что изумило немецких генералов, бравших европейские столицы, без какого-либо, сопротивления в 1940 г. Вот, как описывал после войны бои под Ленинградом немецкий генерал фон Бутлар. Цитата. “Войскам 18-й армии не удалось сломить дух сопротивления защитников города, с фанатичным упорством оборонявших каждый метр земли“.
Невский плацдарм и его легендарный левобережный “пятачок”
С целью вызволения Ленинграда из осадного кольца, по указанию Ставки Верховного Главного Командования (далее - Ставка ВГК) в 1941-1943 гг. Ленфронтом были проведены 5 наступательных операций в целях деблокады города. В т.ч.: 1-я и 2-я Синявинские операции 1941г. (20-26.09; 20-28.10); Синявинская операция 1942 г. (август—октябрь); стратегическая операция “Искра” 1943 г. (12-30.01) и др.
В эпицентре этих операций в районе р.п. Невская Дубровка на левом берегу Невы, находился захваченный 20 сентября 1941г. плацдарм, вошедший в историю как “Невский пятачок”. Ок. 400 дней - с 20 сентября 1941 г. по 17 февраля 1943 г. (с перерывом: с 29.04. - по 26.09.1942 г.) бойцы Ленфронта сражались на этом плацдарме, отражая в день по 12—16 немецких атак. На них обрушивалось до 50 тыс. снарядов, мин и авиабомб в сутки, однако врагу не удалось сломить их волю и упорство! Сюда непрерывно переправлялись всё новые дивизии и стрелковые бригады для прорыва немецкой обороны в самом её узком месте блокадного кольца (глубиной до 15км), на ш/c выступе.
Воины Ленфронта бились здесь с врагом не на жизнь, а на смерть! “Кровавой мельницей у Выборогской” назовут ноябрьские бои 1941 г. на Невском плацдарме парашютисты 7-ой дивизии. Немецкий историк Г. Водаж называл бои с участием парашютистов”мясорубкой”.
Ледовые трассы “Дороги жизни”.
Начало их функционированию относится к 22 ноября 1941 г. Именно, в ночь с 22 на 23 ноября, ещё по неокрепшему льду Ладожского озера на его восточный берег, в пос. Кобону, где располагались базы с продовольствием для Ленинграда, проехала 1-ая автоколонна из 60 грузовиков. Обратно она поехала с 70-ю тоннами ржаной мукой для ленинградцев и прибыла на западный берег, к дер. Коккорево 23 ноября.
За время действия водных и ледовых трасс "Дороги жизни" на Ладоге и её сухопутного продолжения от Кобоны до Подборовья (и Заборья) в Бокситогорском районе было эвакуировано 1 млн 376 тыс. человек; а общее количество грузов, а это - спасительное продовольствие, топливо, боеприпасы, перевезенных в Ленинград по той дороге, - составляло свыше 1 млн 615 тыс. т.
Без водных и ледовых ладожской транспортной стратегической магистрали спасение Ленинграда было бы невозможно!
“Дорога победы”. (5 февраля 1943 – 10 марта 1944 гг.)
18 января 1943 г., как только войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду и появилась возможность прокладки более временной ж/д магистрали для сквозного проезда поездов с Большой земли в Ленинград, ГКО СССР приняло Постановление о срочном сооружении ж/д магистрали “Поляны – Шлиссельбург’, мостов через реки Назия, Нева.
Эта магистраль была построена за рекордные 17 дней. 7 февраля 1943 г. легендарная паровозная бригада машиниста И.П. Пироженко со ст. Волховстрой привела в Ленинград 1-ый сквозной эшелон с продовольствием.
Благодаря новой ж/д магистрали с февраля по декабрь 1943 г в Ленинград было доставлено 4,44 млн т грузов, в т. ч. 630 тыс. т продовольствия, 426 тыс. т угля, 725 тыс. т торфа.
По решению Военного Совета Ленфронта с 22 февраля 1943 г. были повышены нормы выдачи хлеба ленинградцам, в т. ч.: рабочим горячих цехов -700 гр, (оборонных предприятий-600гр), служащим-500 гр, иждивенцам и детям до 12 лет-400 гр.
Магистраль и получила гордое имя: ‘Дорога победы”, ибо по ней в Ленинград было доставлено втрое больше грузов, чем по "дороге жизни"; при чем, значительная часть грузов составляло вооружение, боеприпасы, топливо для танков и самолетов, личный состав войск. Это позволило создать материальные предпосылки для успешного осуществления Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14.01-01.03.1944 г.), в ходе которой были разгромлены войска группы армий ‘Север”, блокировавшие Ленинград.
ГЛАВА II. НЕ ЗАБУДЕМ , НЕ ПРОСТИМ!
Варварские артобстрелы и бомбежки города.
За месяцы блокады на город было обрушено 150 тыс. артиллерийских снарядов, и сброшено с самолетов св.100 тыс. зажигательных и ок. 5 тыс. фугасных авиабомб. От этих бомб и артснарядов в Ленинграде погибло 17 тыс. человек.
Блокадные потери от голода.
Голод вызвал огромную смертность в городе. Согласно сведениям из Акта Ленинградской городской чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Ленинграде и его пригородах за годы блокады умерло от голода 632 253 человека.
Деятельное сопротивление ленинградцев врагу.
Несмотря на муки голода и холода, жители блокадного Ленинграда продолжали учить детей, лечить раненых, производить военную продукцию; это приходилось делать вручную, зачастую, на станках с ножным приводом. В период блокады ленинградцы изготовили и отремонтировали 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолётов, 4,6 тыс. орудий, 850 боевых кораблей и судов; произвели 225 тыс. автоматов, 12 тыс. миномётов, 7,5 млн снарядов и мин.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ленинградцы победили и голод, и жестокого врага, наславшего на них это адово мучение! “Мы победили их, победили морально, мы, осажденные ими!” - воскликнула О. Берггольц накануне прорыва блокады Ленинграда, в своем предновогоднем тосте 29 декабря 1942 г.40
27 января 1944 г. стало для ленинградцев праздником Ленинградской победы!
