Вниманию пользователей архивной информации!

В связи с большим количеством поступающих запросов тематические запросы будут исполняться в порядке очередности. 
Сроки работ могут быть продлены с уведомлением заявителей. 

Контакты архива для уточнения хода исполнения запроса: тел. 8(813)782-28-71

19.8 - День памяти подвига воинов роты тяжелых танков З.Г. Колобанова в сражении при обороне Ленинграда

ДЕНЬ ПАМЯТИ ПОДВИГА ВОИНОВ РОТЫ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ З.Г. КОЛОБАНОВА

20 августа 1941 г. в танковой дуэли с немецкими танковыми колоннами из 1- й немецкой танковой дивизии, прорвавшейся к окраинам г. Красногвардейска (Гатчина), рота тяжелых танков “КВ-1” ст. лейтенанта Зиновия Колобанова из 1-ой Краснознаменной танковой дивизии подбила 43 немецких танка, в т.ч. 22 танка подбил экипаж его танка.

1. Историческое введение
Сражение за Ленинград было одним из самых драматичных в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Вступив в начале июля 1941 г. в пределы Ленинградской области под Псковом, и, начав 10 июля стремительное наступление в направлении Луги, немецкие танковые дивизии встретили ожесточенное сопротивление советских войск в предполье Лужского рубежа. На Кингисеппском участке Лужской линии обороны они были остановлены, почти на месяц, под Ивановским и Большим Сабском (Кингисеппский и Волосовский районы).

2. Август 1941 г. - генеральное наступление на Ленинград…
8 августа танковые дивизии немецкого 41-го моторизованного корпуса, “протоптавшись”, (почти месяц), у Лужской линии обороны, закончив перегруппировку сил, и, подтянув тылы, начали наступление на Ленинград (на Красногвардейском, Лужско-Вырицком и Новгородско-Чудовском направлениях).
19 и 20 августа передовые немецкие танковые части вошли в соприкосновение с войсками Красногвардейского укрепрайона, с центром в Красногвардейске; в районе д. Большие Борницы.
Красногвардейск (Гатчина), имел стратегическое значение, так как был крупным узлом шоссейных и железных дорог на подступах к Ленинграду.
Однако здесь их наступление было остановлено.

3. 1-я Краснознаменная танковая дивизия на защите Красногвардейска.
В районе Красногвардейска, (вместе с 3-мя дивизиями народного ополчения), немецкие танковые части сдерживала и 1-я Краснознаменная танковая дивизия (далее-тд) 1-го механизированного корпуса Ленинградского военного округа, которой командовал Герой Советского Союза Баранов Виктор Ильич. (Далее - комдив). В июле 1941 г. она участвовала в танковых боях с финнами на Кандалакшском направлении.
12 августа дивизия перешла к обороне в районе населенных пунктов Выползово, Кряково, Неревицы, Лелино. Она насчитывала 58 исправных танков, в т.ч., 7 танков “КВ-1” (Клим Ворошилов). Вскоре дивизия получила с Кировского завода в Ленинграде ещё 12 танков “КВ”.
Пятью тяжёлыми танками “КВ-1” была укомплектована танковая рота ст. лейтенанта З.Г. Колобанова (далее-Колобанов). Танк “КВ-1” успешно подбивал танки, которыми располагал вермахтв начале войны. Очень крепкая броня и мощная 76-миллиметровая пушка “КВ-1” делали его настоящей грозой немецких панцерваффе.

4. Боевая задача: не пропустить немецкие танки на Красногвардейск.
19 августа Колобанов получил личный приказ в штабе дивизии от комдива: перекрыть 3 дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа, и, во что бы -то ни стало, не пропустить немецкие танки на Красногвардейск!
Выбор на Колобанова пал неслучайно. Он имел опыт танковых боев в советско-финской войне (1939-1940 гг.); трижды горел в подбитом танке в боях на “линии Маннергейма”.
Экипаж был под стать своему командиру, c боевым опытом и холодной головой: командир орудия ст. сержант Андрей Усов, ст. механик-водитель, старшина Николай Никифоров, заряжающий-мл. механик-водитель, красноармеец Николай Роденков и стрелок-радист, ст. сержант Павел Кисельков.
В состав роты Колобанов входили экипажи танков: мл. лейтенанта Ф. Сергеева, мл. лейтенанта В. Ласточкина, мл. лейтенанта И Дегтяря и лейтенанта М. Евдокименко.

5. Перед боем: рекогносцировка местности, оборудование позиций.
Поскольку задача заключалась в том, чтобы остановить немецкие танки, поэтому в каждый из пяти танков роты было загружено по 2 боекомплекта бронебойных снарядов.
19 августа Колобанов вывел свою танковую роту на указанные боевые позиции.
При рекогносцировке местности Колобанов указал своим экипажам, где следует оборудовать позиции для каждого из танков; приказав оборудовать по 2 капонира (основной и запасной) и тщательно замаскировать позиции.
2 танка он послал на лужскую дорогу, еще 2 отправил к дороге на Волосово.
А свой “КВ-1” он разместил в засаде возле пос. Новый Учхоз, напротив птицефермы Учхоза, у перекрестка дороги, соединявшей Таллиннское шоссе с дорогой на Мариенбург (северная окраина Красногвардейска); что позволяло достичь высокой эффективности стрельбы по немецким танкам.
К вечеру удалось упрятать танк в отрытом по самую башню капонире. Была оборудована и запасная позиция. После этого танк тщательно замаскировали.

6. Тот самый легендарный танковый бой…
На другой день (20 августа), в 14.00, на шоссе (от Сяскелево) появилась колонна из 22-ух немецких танков. Мотоциклисты, ехавшие впереди, не заметив замаскированный танк, проскочили перекресток, повернули налево, в сторону Мариенбурга. За мотоциклистами показались танки Pz.III из 1-й тд генерал-майора В.Крюгера.
Как только головной немецкий танк достиг “Ориентира №1”, Колобанов приказал командиру орудия Усову открыть огонь; танк загорелся с первого выстрела. 2-ым выстрелом, (на Т-образном перекрестке), был подбит 2-ой танк. Образовалась пробка.
Колобанов приказал перенести огонь на хвост танковой колонны, чтобы окончательно запереть её на шоссе. Ещё 4-мя выстрелами были подбиты 2 танка, замыкающих колонну.
Когда немецкие танкисты обнаружили засаду, на танк Колобанова обрушился град бронебойных снарядов, (долбивших по 25-мм броне дополнительных экранов, установленных на башне танка). Пехотные подразделения, двигавшиеся за колонной, выкатили на дорогу противотанковые орудия.
Усову удалось уничтожить одно орудие вместе с расчетом; но 2-ое успело произвести несколько выстрелов. Одним из них был разбит панорамный перископ, из которого вёл наблюдение за полем боя Колобанов, а другим заклинило башню танка.
Танк потерял возможность маневрировать огнем. Большие довороты танкового орудия (вправо и влево) можно было теперь делать только путём поворота всего корпуса танка. По приказу Колобанова ст. механику-водитель Н. Никифоров вывел танк из капонира и занял запасную огневую позицию. Танк задним ходом выбрался из укрытия, отъехал в сторону и встал в кустах, и вновь открыл огонь по колонне. (Стрелок-радист П. Кисельков сумел установить запасной перископ вместо поврежденного.
Началась танковая дуэль одного “КВ-1” против 18 остававшихся на ходу немецких танков. Танк Колобанова продолжал стрелять по танковой колонне. Наконец, последний, 22-йй танк был уничтожен.
По приказу комбата танк Колобанова, посадив на броню оставшихся в живых бойцов из взвода охранения, отошел в расположение основных сил дивизии.
В то же самое время, в бою на лужской дороге экипажем мл. лейтенанта Ф. Сергеева было подбито 8 немецких танков, экипажем лейтенанта М. Евдокименко–5. (Он погиб в этом бою, трое членов его экипажа ранены. Танки мл. лейтенанта Дегтяря и мл. лейтенанта Ласточкина в этот день сожгли по 4 немецких танка, каждый.

7. Героические результаты и военное значение героического боя.
Всего 3-й танковой ротой в этот день было уничтожено немецких 43 танка.
Бой под Войсковицами задержал наступление немецких войск под Красногвардейском, и спас город от молниеносного захвата. Ещё три недели после боя под Войсковицами рота Колобанова сдерживала немцев на подступах к Красногвардейску, а затем прикрывала отход частей на Пушкин. 21-24 августа немецкие войска перешли к обороне. В Красногвардейск они вошли, лишь, 13 сентября 1941г.

8. Представлены к высоким наградам Родины.
В сентябре 1941 г. командование дивизии представило всех членов экипажа танка Колобанова к званию Героя Советского Союза. Но, Приказом Военного совета Ленинградского фронта от 03.02.1942 г. З.Г. Колобанов был награжден орденом “Красное Знамя”. Этим же орденом были награждены командир танка, мл. лейтенант Н.А. Ермолаев и ст. механик-водитель Н. Никифоров. Командир орудия А.М. Усов был награжден орденом Ленина, а Н. Родников и П. Кисельков орденами Красной Звезды.

9. Ранение и лечение в госпиталях.
15 сентября 1941 г. З. Колобанов получил тяжелое ранение. Это произошло ночью в г. Пушкин, когда его танк заправлялся боеприпасами и горючим. Рядом разорвался немецкий снаряд; осколками он был ранен в голову и позвоночник. 18 сентября он выбыл на лечение в госпиталь: СЭГ 1170 (в ленинградском травматологическом институте). 31 мая 1942 г. З. Колобанову было присвоено звание капитана. Потом он был эвакуирован и до 15 марта 1945 г. лечился в эвакуационных госпиталях в г. Свердловск.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.
З.Г. Колобанов⁠⁠ - единственный советский танкист, чей танк в годы Великой Отечественной войны за один бой подбил 22 немецких танка. (А какую силу воли должен был иметь экипаж, если в танк было более 100 попаданий снарядов из немецких танков?!).
После войны З.Г. Колобанов служил в танковых войсках; в 1958 г. уволился в запас в звании подполковника. Работал и жил в г. Минск. Умер там же 8 августа 1994 г.
Награжден, (кроме ордена “Красное знамя” за этот бой), еще: медалями “За оборону Ленинграда” (10.02.1944), “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”, а также Орденом Отечественной войны I степени”. (01.08.1986).
На месте боя танкистов Колобанова, на окраине Гатчины, установлен памятник. К моменту сооружения танк “КВ-1”, на котором воевал Колобанов, найти не удалось, поэтому на постамент был установлен танк “ИС-2” (И. Сталин).
Текст на постаменте гласит: “Танковый экипаж под командованием старшего лейтенанта Колобанова З. П. в бою 19 августа 1941 года уничтожил 22 танка противника. В составе экипажа находились: механик-водитель старшина Никифоров Н. И., командир орудия старший сержант Усов А. М., стрелок-радист старший сержант Кисельков П. И., заряжающий красноармеец Роденков Н. Ф”.