Внимание! Изменились платежные реквизиты ГКУ ЛОГАВ. Просим быть внимательными при оплате квитанций.

Приказ №21-од о внесении изменений в приказ директора ГКУ ЛОГАВ от 17.03.2023 №13-од

1.9 - День знаний

Сегодня начинается новый учебный год. Вновь открываются двери школ, гимназий, лицеев, институтов и университетов. Согласно статистике, в настоящее время более половины учащихся высших учебных заведений — девушки (по данным 2022 г. — 55%), но когда-то им пришлось бороться за это право.

В дореволюционной России долгое время единственным способом для женщины получить высшее образование, было уехать учиться за границу. Только в конце 1860-х гг. стали открываться курсы, дававшие возможность женщинам, вместе с мужчинами или отдельно, слушать публичные лекции. Учредители Владимирских курсов добились разрешения открыть в 1878 г. Высшие женские курсы с уже систематическим, университетским характером преподавания. Они известны как Бестужевские, по имени первого директора К. Н. Бестужева-Рюмина.

Курсы имели два отделения: словесно-историческое и физико-математическое, в 1906 г. было открыто юридическое. Срок обучения, первоначально рассчитанный на три года, вскоре стал четырехлетним. Несмотря на то, что на курсах преподавали лучшие университетские профессора, программа включала практические занятия, имелись хорошо оборудованные лаборатории и библиотека, выпускницы не допускались к сдаче государственных экзаменов. Официально курсы не считались высшим учебным заведением, ситуация изменилась только в 1910 г.

В 1901 г. Николай II подписал указ, согласно которому выпускницы Бестужевских курсов допускались к преподаванию всех предметов в старших классах женских гимназий. Этим правом и воспользовалась Анна Артемьевна Константинова, окончившая в 1908 г. историко-филологический факультет курсов со специализацией русская история. Вначале она преподавала в Великолукской женской учительской семинарии, потом в Новгородской, а в 1913 г. поступила в Выборгскую женскую гимназию, в которой прослужила до весны 1918 г.

В записке от 31 августа 1917 г., поданной в Педагогический Совет гимназии, А. А. Константинова просила увеличить в 7 классе гимназии число уроков истории в неделю, аргументируя это значимостью курса. Она обращала внимание, что он «является исключительно важным по своему содержанию, что для учениц, подготовляемых к поступлению в университет, необходимо и основательное знание этого курса, и известное историческое развитие». Скорее всего к подобной просьбе с большой готовностью присоединился бы каждый педагог-предметник и в наше время. И вне всякого сомнения все учителя первый урок в новом учебном году начнут именно со слов о важности своего предмета.
С Новым учебным годом!

Подготовлено ведущим архивистом Кривенковой О.С.
______________
1. ЛОГАВ. Ф. Р-317. Оп. 2. Д. 21. Л. 2. Удостоверение, выданное А. А. Константиновой об окончании Санкт-Петербургских высших женских курсов. 7 декабря 1908 года. Подлинник. Рукопись на бланке.
2. ЛОГАВ. Ф. Р-317. Оп. 2. Д. 21. Л. 4. Уведомление попечителя Санкт-Петербургского учебного округа о перемещении А. А. Константиновой на должность преподавательницы истории, географии и русского языка Выборгской женской гимназии с 1 августа 1913 года. Август 1913 года. Подлинник. Рукопись на бланке.
3. ЛОГАВ. Ф. Р-317. Оп. 2. Д. 21. Л. 28. Записка А. А. Константиновой в Педагогический Совет Выборгской женской гимназии с просьбой увеличить в 7 классе число уроков истории в неделю. 31 августа 1917 года. Копия. Машинопись.