13.2 - Из Выборга в Петербург всего за 4 часа 45 минут...
Сегодня путь от Выборга до Северной Столицы занимает чуть больше часа. Мы уже привыкли к быстроте и удобству скоростной электрички Ласточки. Современный ритм жизни требует быстроты и оперативности во всем, порой не оставляя времени оглядеться, увидеть красоту окружающего мира. А вот в 1870 году, когда поезд из Выборга до Санкт-Петербурга только появился, его пассажирам вполне хватало времени, чтобы полюбоваться по пути окрестностями, ведь ехал поезд 4 часа 45 минут.
13 февраля 1870 года состоялось торжественное открытие регулярного железнодорожного движения между Петербургом и Выборгом.
В фондах Ленинградского областного государственного архива сохранилось первое расписание пассажирских поездов. Ежедневно поезд совершал только один рейс из Выборга в Санкт-Петербург и один – обратно. Выезжая из Выборга в 8 часов утра, пассажиры прибывали в Северную Столицу в 12 часов 45 минут. Обратно из Петербурга поезд выезжал в 16 часов 30 минут и возвращался в Выборг в 21 час 15 минут. Останавливался поезд на 12 станциях (не считая начальной и конечной).
Стоимость за проезд по железной дороге показывает, что вагоны делились на три класса и плата за проезд взималась соответственно: за вагон первого класса – 30 копеек за каждые 10 верст, в вагоне второго класса – 20 копеек и третьего класса – 10 копеек за 10 верст.
Кстати, в первой поездке самого первого поезда из Санкт-Петербурга, по свидетельствам очевидцев, случилась и первая авария с локомотивом, в результате которой поезд простоял 3 часа и прибыл в Выборг с большим опозданием, только в 12 часов ночи.
В 1870 году был построен и первый, ещё деревянный вокзал в Выборге. Он представлял собой небольшое здание, центральная часть которого была одноэтажной, а оба крыла двухэтажными.
Простоял деревянный вокзал достаточно долго – до 1913 года. Тогда он был заменен большим, гранитным зданием, построенным по проекту архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса. В годы Великой отечественной войны вокзал был разрушен.
Современное, привычное нам здание было построено уже в 1953 году в стиле сталинского ампира. Авторами проекта стали архитекторы Васильев А. В., Гольдгор Д. С., Сперанский С. Б. и Берков А. Н.
Предлагаем для ознакомления электронные образы документов:
1. Первое расписание движения поездов по вновь открытой железной дороге С. Петербург - Выборг с 13 февраля 1870 г. ЛОГАВ Ф. 1. Оп. 2. Д. 315. Л. 1.
2. Вокзальная площадь г. Выборга. 1914 г. Оригинал (почтовая открытка). ЛОГАВ Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 1372. Л. 1.
3. Трамвай на Вокзальной площади. г. Выборг. 1938 г. Фотокопия. ЛОГАВ Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 982. Л. 1.
4. Здание Выборгского железнодорожного вокзала. г. Выборг. 1961 г. Автор Сычев В. П. Оригинал. ЛОГАВ Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 823. Л. 1.
Подготовлено архивистом 1 категории Токаревой З.Ю.
13 февраля 1870 года состоялось торжественное открытие регулярного железнодорожного движения между Петербургом и Выборгом.
В фондах Ленинградского областного государственного архива сохранилось первое расписание пассажирских поездов. Ежедневно поезд совершал только один рейс из Выборга в Санкт-Петербург и один – обратно. Выезжая из Выборга в 8 часов утра, пассажиры прибывали в Северную Столицу в 12 часов 45 минут. Обратно из Петербурга поезд выезжал в 16 часов 30 минут и возвращался в Выборг в 21 час 15 минут. Останавливался поезд на 12 станциях (не считая начальной и конечной).
Стоимость за проезд по железной дороге показывает, что вагоны делились на три класса и плата за проезд взималась соответственно: за вагон первого класса – 30 копеек за каждые 10 верст, в вагоне второго класса – 20 копеек и третьего класса – 10 копеек за 10 верст.
Кстати, в первой поездке самого первого поезда из Санкт-Петербурга, по свидетельствам очевидцев, случилась и первая авария с локомотивом, в результате которой поезд простоял 3 часа и прибыл в Выборг с большим опозданием, только в 12 часов ночи.
В 1870 году был построен и первый, ещё деревянный вокзал в Выборге. Он представлял собой небольшое здание, центральная часть которого была одноэтажной, а оба крыла двухэтажными.
Простоял деревянный вокзал достаточно долго – до 1913 года. Тогда он был заменен большим, гранитным зданием, построенным по проекту архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса. В годы Великой отечественной войны вокзал был разрушен.
Современное, привычное нам здание было построено уже в 1953 году в стиле сталинского ампира. Авторами проекта стали архитекторы Васильев А. В., Гольдгор Д. С., Сперанский С. Б. и Берков А. Н.
Предлагаем для ознакомления электронные образы документов:
1. Первое расписание движения поездов по вновь открытой железной дороге С. Петербург - Выборг с 13 февраля 1870 г. ЛОГАВ Ф. 1. Оп. 2. Д. 315. Л. 1.
2. Вокзальная площадь г. Выборга. 1914 г. Оригинал (почтовая открытка). ЛОГАВ Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 1372. Л. 1.
3. Трамвай на Вокзальной площади. г. Выборг. 1938 г. Фотокопия. ЛОГАВ Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 982. Л. 1.
4. Здание Выборгского железнодорожного вокзала. г. Выборг. 1961 г. Автор Сычев В. П. Оригинал. ЛОГАВ Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 823. Л. 1.
Подготовлено архивистом 1 категории Токаревой З.Ю.