1.9 - День знаний
В первый день сентября школы России снова наполнятся звонкими детскими голосами. Тысячи первоклассников сядут впервые за парты. Традиционные линейки в День знаний сделают это утро торжественным и праздничным.
Приступая к обучению, российские школьники знают, что впереди их ждёт как минимум девять лет обязательной учёбы. Ну, а самые решительные и мотивированные на поступление в вуз готовятся трудиться за партой все 11 лет. Однако, система образования к которой мы привыкли сейчас появилась не сразу. Только с 2001 года все вновь поступающие в школу обучаются по 11-летней программе.
Обязательное же всеобщее обучение началось в нашей стране с 1930 года. Тогда детей с 8-10 лет обязали учиться минимум 4 года, а проживающих в городах и рабочих поселках – 7 лет.
В 1934 г. закрепляется структура советской начальной и средней школы.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» установлено 3 типа общеобразовательной школы:
– начальная (с 1 по 4 классы),
– неполная средняя (с 5 по 7 классы),
– средняя (с 8 по 10 классы).
Кстати, до 1956 года обучение, начиная с 8 класса, было платным.
В 1958 году был введён обязательный восьмилетний всеобуч. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Правда тогда старшие классы скорее считались временем освоения конкретной профессии. Например, в ЛОГАВ хранится План отдела народного образования Киришского района по переводу семилетних и десятилетних школ на восьмилетнее и одиннадцатилетнее обучение в 1960-1962 гг. Предполагалось, что с 8 класса школьники района освоят востребованные тогда профессии животноводов, полеводов, овощеводов, швей, электриков, техников, трактористов, шоферов, токарей, слесарей, столяров, строителей. К школам прикреплялись работники совхозов, артелей, которые могли бы передать подросткам эти профессиональные навыки.
В фондах ЛОГАВ хранится множество документов, рассказывающих о становлении и развитии системы образования в Ленинградской области. Так, например, в отчете и решениях Выборгского райисполкома за 1967 год «О ходе выполнения закона о всеобщем обязательном восьмилетнем обучении в школах района» говорится о мерах, принятых, чтобы избежать отсева учащихся. Особое внимание в документе уделяется организации групп продленного дня, материальной помощи нуждающимся детям, организации бесплатного горячего питания и буфетов, а также доставке ребят в школы.
Предлагаем для ознакомления электронные образы документов:
1. План перевода семилетних и десятилетних школ на восьмилетнее и одиннадцатилетнее обучение на 1960-1962 гг.
ЛОГАВ. Ф. Р-905. Оп. 1. Д. 380. Л. 9.
2. Решение № 448 Исполнительного комитета Выборгского районного совета депутатов трудящихся о ходе выполнения закона о всеобщем обязательном восьмилетнем обучением в школах района. 7 октября 1967 г.
ЛОГАВ. Ф. Р-2. Оп. 3. Д.393. Л. 6-7.
Подготовлено архивистом 1 категории Токаревой З.Ю.
Приступая к обучению, российские школьники знают, что впереди их ждёт как минимум девять лет обязательной учёбы. Ну, а самые решительные и мотивированные на поступление в вуз готовятся трудиться за партой все 11 лет. Однако, система образования к которой мы привыкли сейчас появилась не сразу. Только с 2001 года все вновь поступающие в школу обучаются по 11-летней программе.
Обязательное же всеобщее обучение началось в нашей стране с 1930 года. Тогда детей с 8-10 лет обязали учиться минимум 4 года, а проживающих в городах и рабочих поселках – 7 лет.
В 1934 г. закрепляется структура советской начальной и средней школы.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» установлено 3 типа общеобразовательной школы:
– начальная (с 1 по 4 классы),
– неполная средняя (с 5 по 7 классы),
– средняя (с 8 по 10 классы).
Кстати, до 1956 года обучение, начиная с 8 класса, было платным.
В 1958 году был введён обязательный восьмилетний всеобуч. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Правда тогда старшие классы скорее считались временем освоения конкретной профессии. Например, в ЛОГАВ хранится План отдела народного образования Киришского района по переводу семилетних и десятилетних школ на восьмилетнее и одиннадцатилетнее обучение в 1960-1962 гг. Предполагалось, что с 8 класса школьники района освоят востребованные тогда профессии животноводов, полеводов, овощеводов, швей, электриков, техников, трактористов, шоферов, токарей, слесарей, столяров, строителей. К школам прикреплялись работники совхозов, артелей, которые могли бы передать подросткам эти профессиональные навыки.
В фондах ЛОГАВ хранится множество документов, рассказывающих о становлении и развитии системы образования в Ленинградской области. Так, например, в отчете и решениях Выборгского райисполкома за 1967 год «О ходе выполнения закона о всеобщем обязательном восьмилетнем обучении в школах района» говорится о мерах, принятых, чтобы избежать отсева учащихся. Особое внимание в документе уделяется организации групп продленного дня, материальной помощи нуждающимся детям, организации бесплатного горячего питания и буфетов, а также доставке ребят в школы.
Предлагаем для ознакомления электронные образы документов:
1. План перевода семилетних и десятилетних школ на восьмилетнее и одиннадцатилетнее обучение на 1960-1962 гг.
ЛОГАВ. Ф. Р-905. Оп. 1. Д. 380. Л. 9.
2. Решение № 448 Исполнительного комитета Выборгского районного совета депутатов трудящихся о ходе выполнения закона о всеобщем обязательном восьмилетнем обучением в школах района. 7 октября 1967 г.
ЛОГАВ. Ф. Р-2. Оп. 3. Д.393. Л. 6-7.
Подготовлено архивистом 1 категории Токаревой З.Ю.