Выборгский судостроительный завод вступил в строй 12 ноября 1948 г. В 1949 году при плане сдачи первых двух несамоходных барж было сдано восемь. Чуть позже, в 1953-1956 годах завод начинает осваивать более сложные заказы, в частности, самоходные баржи разных модификаций. В сентябре 1954 г. в эллинге впервые закладывается головной десантный корабль. С 1953 по 1956 гг. заводом было сдано 318 несамоходных и 20 самоходных барж, 3 малых десантных корабля.

В сжатые сроки заводу удается наладить выпуск крупных серий лесовозов (до 11 единиц в год). Далее перед заводом ставится задача довести выпуск судов до 16 единиц в год. Реализуется комплексная программа «Выборг», которая предусматривала проектирование, изготовление и освоение на ВСЗ комплексно-механизированных линий и участков для изготовления основных типовых узлов и секций. Идеи механизации производства, заложенные в этих проектах, сегодня уже на новой технике внедряются на многих заводах за рубежом. Но впервые они были воплощены на выборгской верфи. В конце 70-х для ВМФ строятся 2 судна спасателя (одно из них — «Михаил Рудницкий» — участвовал в спасательных операциях при авариях подлодок «Комсомольца» и «Курска»; до сих пор в строю). Сдаются и 2 поисково-исследовательских судна для обнаружения затонувших объектов на глубинах 2000-6000 м.

С 1978 года ВСЗ осваивает новую продукцию — плавучие буровые установки для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе. На первом этапе освоения ППБУ завод поставил для эксплуатации на Каспийском море с окончательной сборкой в Астрахани полностью готовые 900 тонные блок-модули и понтоны на 6 ППБУ. В 1982-1990 гг. поставлены во Вьетнам 7 комплектов верхних строений стационарных буровых платформ. С 1985 по 1991 год для открытых морей завод построил в полном объеме «под ключ» 4 ППБУ типа «Шельф», в настоящее время все платформы успешно эксплуатируются.

В 2000-2006 годы заводом построены серия траулеров и серия судов снабжения морских платформ для норвежских заказчиков, выполнен контракт на постройку шести танкеров для компаний из Казахстана. Завод активно участвовал в различных программах по освоению шельфа, в частности, в строительстве морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Выборгским предприятием было осуществлено изготовление многофункциональной полупогружной платформы со свободной палубой по проекту Moss Maritime AS. В 2007 году верфь выиграла тендер на строительство двух ППБУ ("Полярная звезда" и "Северное сияние") по проекту Moss CS-50 MkII. В целях ускорения разработки проекта и строительства ППБУ нижний корпус изготовил Выборгский судостроительный завод, а верхнее строение - корейская компания Samsung Heavy Industries. В 2012 году верфь начала строительство линейных дизельных ледоколов проекта 21900 М мощностью 18 МВт. Передача заказчику головного ледокола «Владивосток» состоялась в соответствии с контрактными сроками в октябре 2015 года, второго в серии судна "Мурманск" в декабре 2015 года, третьего ледокола «Новороссийск» в декабре 2016 года. На данный момент суда проекта 21900 М является самыми мощными дизель-электрическими ледоколами в России.

В 2016 году Выборгский судостроительный завод заключил контракты на строительство «под ключ» серии из четырёх крупнотоннажных рыболовных траулеров проекта ST 116 XL для работы на Северном бассейне. Траулеры будут иметь ледовые усиления категории Ice3 , что позволит им расширить эффективное время ведения промысла.

Единицы хранения

Документы

Издания