В годы военного коммунизма распределение всех основных ресурсов осуществлялось централизованно государственными органами. Но эта практика завела в тупик.

Председатель Совнаркома В.И. Ленин заявил, что коммунисты должны учиться торговать.
28 марта 1921 был издан декрет "О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших развёрстку".

В первые годы НЭПа большая часть розничной торговли (до 90% оборота) была сосредоточена в руках частников. Частные торговые сети состояли в основном из мелких и мельчайших торговых предприятий: основной объём розничной торговли приходился не на магазины и лавки, а на лоточников и коробейников, торговавших вразнос. С течением времени доля частников на рынке уменьшалась, вытесняясь государственной торговой сетью.

В 1922 году в Нижнем Новгороде возобновила работу крупнейшая в стране ярмарка. Она решала одновременно несколько важнейших задач: стимулирование товарообмена между городом и деревней, между различными губерниями страны и заграницей (в ярмарке участвовали представители Персии, Монголии и других стран Востока), пропаганда передовых методов хозяйствования. Ярмарка сыграла большую роль в возрождении множества кустарных промыслов, продукция которых шла, в том числе, и на экспорт.

6 февраля 1930 года постановлением правительства Нижегородская ярмарка была ликвидирована, а 11 октября 1931 года был принят закон о полном запрете частной торговли в СССР. Хотя закон действовал всего полгода, именно эта дата и считается официальной датой завершения НЭПа.

Артели времен НЭПа представляли собой довольно противоречивое явление. С одной стороны, членами артелей по закону не могли быть так называемые «лишенцы», т.е. лица, лишенные избирательных прав – в том числе, за былую принадлежность к классу эксплуататоров. С другой стороны, во главе артелей часто оказывались бывшие хозяева дореволюционных предприятий, которые фактически владели средствами производства и осуществляли эксплуатацию остальных членов артели, присваивая себе львиную долю прибыли под видом покрытия организаторских расходов. Неслучайно самая распространенная причина ликвидации артелей формулировалась так: «Ликвидируется как лжекооперативное предприятие».

Иногда рядовые члены артелей подавали заявления в надзорные органы или писали в газеты жалобы на руководителей, которые, в свою очередь выступали с оправданиями, всячески отрицая свою классовую сущность.

В то же время артели успешно решили задачу наполнения рынка самыми ходовыми потребительскими товарами и услугами – на артельных началах работали кондитерские, парикмахерские, буфеты, швейные и сапожные мастерские. Осваивали артельщики и новые виды продукции – например, выработку искусственной шерсти из овчинного лоскута.

Артели надолго пережили НЭП и были фактически ликвидированы только в начале 1960-х годов.

Единицы хранения

Документы

Издания