Первые беженцы из осаждаемого Кронштадта выдвинулись в сторону Финляндии в ночь на 16 марта: защитники батарей «Риф» и «Шанец» оставили свои позиции еще до начала штурма фортов. Затем, в этом направлении в течение 17 и 18 марта от Кронштадта потянулись вереницы беженцев, скрываемые ночным туманом. Не желая сдаваться в плен или быть убитыми при штурме крепости, жители крепости и повстанцы уходили целыми семьями, с нехитрым скарбом. Шли пешком, ехали верхом на лошадях или в телегах, небольшими группами ехали на машинах.

В первой половине марта средняя температура воздуха держалась около 0°С. Лед в Финском заливе начал чернеть, напитываясь водой, становился мягким. Каждый шаг 15-километрового пути до финского берега мог стать последним.

За три дня на финский берег смогли переправиться, по разным оценкам, от 6,5 до 8 тысяч кронштадтцев, 1,5 тысячи утонуло или умерло по дороге от переохлаждения.

Многие беженцы несли с собой оружие, которое они либо бросали на лед при подходе к берегу, либо его конфисковывал пограничный патруль.

По свидетельству очевидцев с финской стороны, все беженцы выглядели обессиленными и крайне истощенными.
Наибольшее количество беженцев прибыло в район поселков Куоккала (Репино), Келломяки (Комарово) и Терийоки (Зеленогорск) – это были ближайшие населенные пункты от русско-финской границы.

Большую помощь Финляндии в приеме беженцев оказал американский Красный крест. Его сотрудники разводили огонь на берегу, спасая от переохлаждения промокших и окоченевших от холода детей и женщин, давали им теплую одежду, еду и горячее питье. Красный крест взял на себя снабжение лагеря кронштадтских беженцев в форте Ино (ныне Приветнинское). По воспоминаниям кронштадтцев жизнь в лагерях была аскетична, но голода не было.

Вскоре помимо лагеря в Ино были организованы «лагеря для перемещенных лиц» на острове Туркинсаари (ныне остров Овчинный) в Выборгской губернии, в Райвола (ныне Рощино), Койвисто (ныне г. Приморск), Тууккала в Миккельской губернии.

Единицы хранения

Документы

Издания