Вопрос о вскрытии мощей Александра Невского поднимался еще в 1919 году, но тогда духовенству, во многом благодаря усилиям митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), удалось отстоять их неприкосновенность. В 1922 году к мнению духовных лиц уже не прислушались: проводилась масштабная кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, и серебряная рака весом 1,5 тонн привлекла самое пристальное внимание. Президиум Петрогубисполкома 8 мая 1922 года постановил: «Вскрытие мощей произвести во время изъятия серебряной раки Александра Невского».

Вскрытие раки состоялось 12 мая 1922 года в 12:30 в присутствии представителей власти, духовенства, медицинских экспертов, верующих, а также делегатов от рабочих и красноармейцев. Велась фото- и киносъемка.

Из раки был извлечен кипарисовый ящик, в котором находились: акт от 24 июля 1917 г. об осмотре священнослужителями останков мощей Александра Невского, клочок бумаги с древнерусским текстом следующего содержания: «189 мая в 20 день собраны сия мощи благовернаго князя Александра после церковнаго горения; тогда бопогорешавси иконы», останки человеческих костей и полуистлевшая схима.

В тот же день состоялось заседание Малого президиума Петрогубисполкома, на котором было принято решение «поручить отделу юстиции произвести по акту вскрытия мощей исследование найденного в раке и расследование всего дела по существу».

Единицы хранения

Документы

Издания