Утвержденный VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 года Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), строительство электростанций, электрификация производства и транспорта дало толчок к бурному развитию в стране электротехники и электропромышленности. К этому времени российские физики достигли значительных успехов в области электричества. В 1921 году в Петрограде организуется Физико-технический рентгенологический институт (ФТИ), который возглавил академик Абрам Федорович Иоффе. Основной тематикой института тогда было исследование физики диэлектриков и механизма их электропроводности. Одним из результатов прикладных исследований явился высоковольтный аккумулятор. Заявка на это изобретение от А.Ф. Иоффе поступила в Комитет по изобретениям в декабре 1924 г. В начале 1925 года был выдан патент на изобретения сроком на 15 лет.

Интересны прообразы современных кино, телевидения и стационарных телефонов. Изобретение немецкого инженера Георга Зейбта «Говорящий аппарат»1924 года предполагало использование в телефонных трубках и микрофонах в качестве мембраны тонкую алюминиевую пластинку, имеющую сводчатую форму. Впервые подобный конденсаторный микрофон был изобретён инженером Эдуардом Венте в 1916 году. Предложенный Г. Зейбтом способ крепления мембраны был признан оригинальным и в 1924 годы ему был выдан патент на изобретение.

Любителям кинематографа всегда мечталось, чтобы «великий немой» заговорил. Как известно, качественно синхронизировать изображение и звук удалось лишь 1922 году немецким инженерам, соединив кинопленку с оптической записью звука. В 1920 году петроградский инженер-электрик, профессор электротехники Валентин Иванович Коваленков предложил идею совместить кинопленку с «телефонографом Паульсена» - непрерывно движущейся стальной проволокой, на которой магнитным путем записан звук. При этом звук может извлекаться либо отдельным устройством, работающим синхронно с киноаппаратом, либо проволока впаивается непосредственно в край киноленты. В качестве рецензента этого изобретения выступил основоположник электронного телевидения Борис Львович Розинг.

Создание телевидения большинство из нас связывает с именем Михаила Зворыкина. Однако известен изобретатель из Вятки Александр Аполлонович Полумордвинов. В январе 1927 г. он предложил свой проект под названием «телефот», над которым трудился с конца 19 века. Изобретателя интересовали вопросы "дальновидения", передача изображения на расстоянии. Спустя 30-35 лет его проект ляжет в основу системы телевидения. Однако при жизни Александра Полумордвинова его изобретение не воспринимали всерьёз, несмотря на его письма и прошения в различные организации. Одно из таких писем хранится в фондах ГКУ ЛОГАВ.

Привлекает внимание аппарат для передачи изображений на расстояние И. А. Адамяна. Известный армянский изобретатель Аванес Адамян еще в 1908 году запатентовал двухцветный аппарат для передачи сигналов. Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании и Франции. В 1918 году Адамян собрал первую в России установку, способную демонстрировать черно-белое изображение (статические фигуры), что явилось большим шагом в развитии телевидения (на витрине). В 1925 году он получил патент на трехцветную электромеханическую систему телевидения, то есть для устройства по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий. При вращении диска цвета сливались в единое изображение. Опытные передачи были продемонстрированы в том же году в Ереване.

В этом же разделе представлены изобретения, касающиеся развития воздушного, наземного и водного транспорта.

Из всех проектов летательных аппаратов в первую очередь обращает на себя внимание проект геликоптера летчика Николая Павловича Благина 1927 года. (на витрине) Геликоптер (в переводе с греческого «винтокрылый») – это летательный аппарат, вертикально поднимаемый в воздух с помощью одного или нескольких винтов. Вертолет – это геликоптер. Летательный аппарат, предложенный Благиным, не получил высокой оценки экспертов, в силу его значительных технических недостатков. Но примечательна личность самого автора. Николай Павлович Благин родом из Витебска. Окончил реальное училище, а затем кадетский корпус. С 1918 года служил в рядах Российской Красной армии, с 1920 года – в летных училищах и частях. С 1932 года служил летчиком-испытателем в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н. Е. Жуковского. Благин участник трагически окончившегося авиационного парада 18 мая 1935 года, на котором демонстрировался агитационный пассажирский многоместный самолет АНТ-20 «Максим Горький» - самый большой самолет того времени. Один из сопровождающих его самолетов задел крылом АНТ-20. В результате катастрофы погибло 49 человек, в том числе и Николай Павлович Благин.

Интересен проект немецкого инженера Ветцеля соединения аэроплана с аэростатом (на витрине). Проект был раскритикован «отцом русской авиации» Н.Е. Жуковским и его соратником, инженером-конструктором В.К. Ветчинкиным. В своем отзыве они писали: «подобные попытки был уже предприняты давно, и это не привело ни к каким полезным результатам. Испытание аппарата не является нужным».

В 1925 году свой проект летательного аппарата представляет бывший студент Петроградского политехнического института, крестьянин Самарской губернии Николаевского уезда, Воздвиженской волости, села Андросовки Иван Иванович Гайдуков (на витрине). Он изобрел аппарат, который должен (по мнению автора) подниматься в воздух при помощи вращающихся двух лопастей, расположенных в горизонтальном положении по обе стороны от фюзеляжа. Лопасти приводятся в движение мускульной силой ног. Автор пишет: «Скорость может быть достигнута гораздо больше, чем при работе гребного винта. Экономия силы в 100 и больше раз». К сожалению, мы не знаем заключения экспертов, но руководствуясь школьными знаниями физики, можно предположить, что законы аэродинамики не позволят такому летательному аппарату подняться в воздух.

В начале 1920-х годов в связи с бурным развитием в России сети железнодорожных магистралей совершенствуется и железнодорожный транспорт. На выставке представлено два проекта новых типов вагонов. Инженер-механик из Москвы Михаил Павлович Шереметевский в 1921 году предложил «Устройство электромеханического автомоторного вагона с утилизацией живой силы» (на витрине). Движение вагона происходит в результате взаимодействия двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. Впервые идея применить такой гибридный двигатель в автомобилях пришла Фердинанду Порше в 1900 — 1901 годах. Трудно сказать, когда был использован гибридный двигатель на железнодорожном транспорте, но думается, в начале 1920-х годов идея Шереметевского был достаточно нова. Сегодня для более экономичной и эффективной работы при маневровых работах на железной дороге созданы локомотивы с гибридным двигателем.

Еще одним новым словом в развитии железнодорожной техники явилось изобретение нового рефрижераторного вагона. Заявку на усовершенствование такого вида вагона подало Товарищество холодильных вагонов в 1914 году, но заключение экспертов было дано лишь в 1920 году. Оно гласило: «Предлагаема система дорога, сложна и требует постоянного присмотра, она не может выступать боеспособным конкурентом ледяного охлаждения». Еще с конца IХХ века скоропортящиеся продукты перевозили в вагонах-ледниках. На железных дорогах России такие вагоны появились в 1873 году. Они были снабжены двойными стенками, между которыми был насыпан толченый уголь, предотвращающий теплообмен. В самих вагонах для поддержания температурного режима оборудовался ледник. Только в начале ХХ века на железнодорожном транспорте в качестве холодильников стали использовать вагоны, оборудованные специализированным машинном охлаждением по принципу современных домашних холодильников: по системе трубок циркулирует сжиженный газ, в нашем случае аммиак. Сейчас из таких вагонов составляют целые поезда.

В этом же разделе представлены многочисленные проекты, которые сегодня можно окрестить "трансформерами". Это автомобильные сани С. С. Неждановского 1922 года, «Самодвижущиеся сани» изобретателя Василия Андреева. Автор, обращаясь в Комитет по изобретениям, предложил «Если мне выдадут на сооружение проекта средства, то я сделаю испытание в Финском заливе». Сани-велосипед К. И. Аркадьева, лыжный мотоцикл Н.П. Шапошникова - во многих из этих конструкций можно увидеть современные снегоходы, квадроциклы, зимние виндсёрфы.

Единицы хранения

Документы

Издания