К началу 1917 года Выборг – крупный экономический центр Великого княжества Финляндского, а также крепость с расквартированными там российскими войсками. Находясь в непосредственной близости к столице, город был тесно связан с революционным движением в России. Победу Февральской буржуазно-демократической революции в городе Выборге восприняли восторженно, и в мае 1917 года был сформирован Выборгский Совет рабочих и солдатских депутатов из 163 человек. По своему составу первый Совет был эсеро-меньшевистским. В Совете преобладали солдаты; рабочих же насчитывалось всего 11 человек.
Выборгский Совет следил за развитием ситуации в Петрограде. На заседаниях Совета поднимались вопросы о кризисе власти, формировании нового кабинета министров, установлении твердой революционной власти, о борьбе с контрреволюцией. В октябре, когда в Петрограде шла подготовка ко II Всероссийскому съезду Советов, от Выборгского Совета большинством голосов делегатом был избран И.А. Акулов. (Протокол собрания выборгского Совета о его избрании). Иван Алексеевич Акулов — член партии с 1906 года, впоследствии видный деятель большевистской партии и советского государства. II Всероссийский съезд Советов имел огромное значение для истории нашей страны: 25-27 октября (7-9 ноября) 1917 г. фактически было сформировано Временное рабочее и крестьянское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, узаконил свержение Временного правительства и провозгласил, что «вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Отныне Советы стали главным институтом местного и центрального управления, основой нового государственного строя. Революция стимулировала процесс образования Советов на низовом уровне: фабричных, сельских, волостных, городских, уездных и других.
Согласно Конституции РСФСР 1918 года право выбора имели граждане, которым исполнилось 18 лет. Таким образом, произошло существенное снижение возрастного ценза. Избирательное право получили женщины, то есть был отменен ценз пола. Был отменен имущественный ценз, который до революции имел значение при выборах в органы местного самоуправления — в земские и городские учреждения. Однако вводились другие ограничения: права выбора были лишены так называемые «лишенцы» (это неофициальное название гражданина РСФСР, СССР, лишённого избирательных прав в 1918—1936 годы согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов). Ст. 65 конституции 1918 года устанавливала:
«Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором».
Выборы в первые два советских десятилетия были открытыми. Голосование осуществлялось поднятием рук. Однако за тем, кто и как голосовал, внимательно наблюдали члены партийных, комсомольских и других организаций. Выборы не были прямыми. На сельских сходах выбирались делегаты волостных съездов Советов, которые из своего состава формировали состав уездного съезда. Уездные съезды и городские Советы делегировали участников на губернский съезд, на котором собственно и происходило избрание делегатов всероссийских и всесоюзных съездов Советов.
Прямым голосованием при участии всех жителей, имевших право голоса, избирались сельские Советы. Они создавались в селениях, насчитывающих не менее 300 жителей. Один депутат приходился на каждые 100 жителей. Для городских избирателей выборы в Верховный Совет были двухступенчатыми, а представители сельского населения проходили четыре ступени. Советская власть не очень доверяла крестьянству, поэтому избирательная система была построена таким образом, что в результате выборов во Всероссийском съезде Советов один депутат от городского Совета представлял 25000 избирателей, а один депутат от губернских Советов — 125000 губернских жителей. Соотношение 1 к 5 позволяло депутатам от рабочих не «тонуть» среди депутатов от менее сознательного крестьянства.
День выборов всегда был праздником для населения. На избирательных участках для населения проводились киносеансы, художественные постановки, устраивались комнаты для детей.
Избирательная активность мужчин в 1920-30 годы была достаточно высокой (считалось, что она была равна Западной Европе), чего нельзя было сказать о женщинах. В связи с этим, основное внимание Центризбирком обращал на привлечение представительниц слабого пола к выборам. Созывались специальные Всероссийские Съезды работниц и крестьянок – членов сельских и городских Советов, на которых подчеркивалась особая роль женщины в социалистическом строительстве страны Советов.
В целом в 1918–1936 годах советская избирательная система имела ярко выраженный классовый характер. Это был узкоклассовый институт, с помощью которого отстранялись от участия в выборах представители свергнутых революцией классов и асоциальных, с точки зрения действовавшей власти, лиц. В категорию «лишенцев» попали частные торговцы, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов, служащие и агенты царской полиции, лица, применявшие наемный труд (кулаки). Исключались из выборного процесса душевнобольные и осужденные.
Даже назначение на руководящие должности не могло защитить человека, если он подпадал под категорию «лишенца». На выставке представлен документ, в котором указаны работники сельсоветов созыва 1928 г., подлежащие отводу в перевыборах. Основная причина – «кулак».

Единицы хранения

Документы

Издания