Территория Великого княжества Финляндского, вошла в состав Российской империи в результате Русско-шведской войны (1808-1809 гг.). Александр I обещал сохранить управление и законы княжества без изменений на прежнем основании. 11 декабря 1811 года к Великому княжеству манифестом императора Александра I была присоединена Выборгская губерния. Великое княжество Финляндское имело свою Конституцию, Российский император управлял княжеством через генерал-губернатора и Правительствующий Совет (Сенат). Сейм, как орган сословного представительства, был собран в 1806 году, но потом последовал долгий перерыв.
Александр II, известный своей реформаторской деятельностью в России, несмотря на многочисленные проекты, не решился ввести в России парламент, однако, он посчитал возможным реализовать создание сословно-представительного органа в Великом княжестве Финляндском. После издания сеймового устава в 1863 году в Гельсингфорсе после долгого перерыва был созван новый Сейм. Право участвовать в выборах в Сейм 1863 года по сословиям имели налогоплательщики и, обязательно, граждане княжества. Женщины, военные, прислуга, ремесленники и должники не имели права выбора. Выборы проводились в присутствии представителя от магистрата (органа местного самоуправления) в заранее объявленный день. Голоса считались по числу оброчных единиц или на основании суммы, которую каждый избиратель был обязан платить в городскую кассу. Сейм, в который входили четыре сословия: аристократия, духовенство, мещане и крестьяне, должен был принимать законы и утверждать налоги Великого княжества Финляндского. Архивные документы раскрывают процесс подготовки к проведению Сейма 1864 г., содержат сведения об избрании депутатов, сохранились списки депутатов от разных сословий, а также изданные материалы финляндских Сеймов. На выставке представлен документ, в котором на запрос Финляндского генерал-губернатора П.И. Рокасовского о выдвижении кандидатов в депутаты от крестьянского сословия, Выборгский губернатор пишет, что хотя таковые и имеются, но достойных звания «предводитель от крестьянского сословия» среди них нет.
В 1869 году издан Сеймовый Устав (фактически Конституция). Поначалу периодичность созыва Сейма была один раз в пять лет, но уже с 1882 г. он стал созываться через каждые три года. Однако круг вопросов, относящихся к ведению Сейма, с каждым годом сокращался. Манифестом от 1890 г. из юрисдикции финляндского Сейма были изъяты и переданы в верховные инстанции империи вопросы, "имеющие общегосударственное значение". Отныне все такого рода вопросы, касавшиеся Финляндии, должны были после их обсуждения на Сейме проходить через Государственный совет Империи с участием финляндских представителей. После этого они могли поступать на окончательное утверждение царя.
Во время царствования Николая II напряженная политическая ситуация в России и подъем национально-освободительного движения финнов способствовали принятию в 1906 году нового сеймового устава и нового закона о выборах. В результате круг избирателей был значительно расширен. Закон о выборах в Сейм 1906 года объявил всеобщее избирательное право для лиц, достигших 24 лет, включая женщин (в истории избирательной системы Финляндия оказалась второй страной после Новой Зеландии, которая предоставила право выбора женщинам). Каждая губерния княжества была разделена на округа, внутри которых производилось деление на избирательные участки. В этом разделе выставки представлены документы о выборах депутатов в Сейм на Красносельском общинном участке, а также избирательные бюллетени депутатов от Выборгской губернии. В последнем документе представляет интерес деление депутатов по политическим партиям: социал-демократы, финская и младофинская партии (либерально-демократическая политическая партия Финляндии). Так, например, по г. Выборгу от финской партии одним из кандидатов выдвинут Юхо Лалукка (известный финский предприниматель, коммерции советник и меценат), а от партии социал-демократов представители простых профессий: учитель, слесарь и редактор газеты.
Сейм Финляндии выражал интересы финского народа. Поэтому право выбора было предоставлено только тем, «кто по рождению принадлежал к этому народу», и потому мог осознавать свою ответственность и свои обязанности перед страною. Этому условию, считалось, не могли удовлетворять русские уроженцы, проживавшие в Финляндии лишь временно, ради своих торговых, деловых или иных личных интересов. Они считались случайными посетителями, чуждыми финскому краю. Те же из уроженцев Империи, которые, фактически переселяясь в Финляндию, выражали желание остаться там навсегда, обыкновенно добивались причисления их к финляндскому гражданству и тем самым приобретали также и политические права. Об этом свидетельствует список русских, имеющих финское подданство и получивших возможность участвовать в выборах 1916 года.

Единицы хранения

Документы

Издания