Внимание! Изменились платежные реквизиты ГКУ ЛОГАВ. Просим быть внимательными при оплате квитанций.

Приказ №21-од о внесении изменений в приказ директора ГКУ ЛОГАВ от 17.03.2023 №13-од

25.10 - День таможенника

В качестве официального праздника этот день установлен в 1995 г.
Он отмечается 25 октября в память об указе Алексея Михайловича 1653 г. «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах».

Одним из городов, дважды за свою историю становившихся местом базирования российской таможенной службы, является Кингисепп (до 1922 г. – Ямбург).

В Ленинградском областном государственном архиве хранятся документы, раскрывающие подробности создания и функционирования Ямбургской (Кингисеппской) таможни в 1920-1941 гг. Из них можно узнать, что на границе, появившейся в результате подписания 2 февраля 1920 г. Тартусского (Юрьевского) мирного договора между РСФСР и Эстонией, было организовано 7 таможенных постов. Их начальники обладали широкими полномочиями по досмотру грузов и изъятию контрабандных товаров и правом быстрого и беспрепятственного проезда по железным, шоссейным, грунтовым дорогам и водным путям. К февралю 1923 г. в штате Кингисеппской таможни числилось уже 88 сотрудников.

Борьба с контрабандой, являющаяся одной из основных задач таможни, никогда не была простой. Во все времена контрабандисты, помимо разнообразных тайников для провоза запрещенных товаров, пользовались своим хорошим знанием местности и прокладывали пути в обход таможенных постов. Для пресечения контрабанды таможенникам приходилось проявлять гибкость и оперативность.

Управляющий Кингисеппской таможней Бакш весной 1924 года в связи с наступлением распутицы и приближением сезона "каботажного плавания" (прибрежного коммерческого судоходства) предложил проект усиления борьбы с контрабандой, согласно которому нужно было выставить дополнительные посты в Котлах и на мызе Непово, где сходилось несколько дорог приграничной полосы, и обеспечить наличие на каждом из постов двух осведомителей с выплатой им ежемесячного жалования по 8-му разряду тарифной сетки. Схема, на которой обозначены пути движения контрабанды в 1920-е годы, думаем, будет интересна не только историкам, но и нынешним сотрудникам таможни.

После образования Эстонской ССР и её вступления 22 июля 1940 г. в состав Советского Союза надобность в системе таможенных постов на границе двух союзных республик отпала. Приказом Главного таможенного управления Наркомата внешней торговли СССР от 30 декабря 1940 г. Кингисеппская таможня и все её подразделения были ликвидированы, сотрудники переведены на другие участки или уволены по сокращению штатов. Но вследствие распада СССР и установления российско-эстонской государственной границы осенью 1991 г. таможенная служба в Кингисеппе была восстановлена.


Предлагаем для ознакомления электронные образы документов:
1. Проект управляющего Кингисеппской таможней Бакша на 1924 г. по усилению борьбы с контрабандой. ЛОГАВ. Ф. Р-3441. Оп. 7. Д. 7. Л. 37. Копия. Машинопись.
2. Карта-схема района Кингисеппской таможни и её постов (с указанием путей движения контрабанды). 1924 г. ЛОГАВ. Ф. 3441. Оп. 7. Д. 7. Л. 95. Подлинник. Калька, тушь.