1.9 - День знаний
1 сентября в нашей стране традиционно отмечается День знаний.
Получение образования сегодня является правом каждого человека, и мало кто сомневается в его необходимости. Школьным и средне-специальным образованием в нашей стране охвачены практически все дети и подростки. Но так было не всегда.
В начале XVIII века, например, даже дворянские отпрыски не желали утруждать себя учебой, поэтому Петру I пришлось в 1714 году издать специальный указ, который обязывал «дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии», а тех из них, которые не получат свидетельства учителей об усвоении науки, «жениться не допускать и венечных памятей не давать».
До революции качественное образование оставалось привилегией немногих. Большинство детей посещали только церковно-приходские школы, но и те скудные знания, которые они успевали усвоить за два-три года, быстро выветривались из их голов – вырастая, бывшие ученики забывали даже грамоту. К 1917 году около 80% населения России не умело читать и писать.
После революции советская власть сразу приступила к искоренению неграмотности, открыв доступ к образованию широким массам (как детям, так и взрослым). Но переломить ситуацию оказалось непросто. Сказывался и недостаток профессиональных учителей, и нехватка средств, и укоренившиеся в народе предрассудки. Даже к концу 1920-х годов некоторые родители не отпускали детей в школы, считая учебу пустой тратой времени, отвлекающей детей от помощи по хозяйству.
Поэтому местным властям, как в свое время и Петру I, приходилось прибегать к административным мерам.
В постановлении Рудненского райисполкома Лужского округа за 1929 год родителям и опекунам детей предписывалось «обеспечить возможность детям посещения школы в течение всего учебного года и следить за регулярными посещениями детьми занятий». Нарушители этого постановления наказывались штрафами до 3-х рублей или принудительными работами до 5 дней.
Но наряду с наказаниями предусматривались и поощрения – так, решением президиума Ленинградского окрисполкома от 3 июня 1929 г. были выделены ассигнования для выплаты бедным семьям по 20 рублей за ученика, посещающего школу.
Предлагаем для ознакомления электронные образы документов:
1. Указ Петра I об обучении дворян приказного чина, дьячих и подьяческих детей арифметике и геометрии от 28 февраля 1714 г./ Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том V. СПб., 1830 г. ЛОГАВ. НСБ.
2. Постановление Рудненского райисполкома о введении в районе обязательного обучения детей в школах 1 ступени. 1929 г. ЛОГАВ. Ф. Р-3164. Оп. 1. Д. 286. Л. 5.
3. О введении всеобщего обязательного обучения в округе. Из протокола заседания президиума Ленинградского окрисполкома. 3 июня 1929 г. ЛОГАВ. Ф. Р-3162. Оп. 1. Д. 270. Л. 233.
Подготовлено ведущим архивистом Абдукаровой А.Т.
Получение образования сегодня является правом каждого человека, и мало кто сомневается в его необходимости. Школьным и средне-специальным образованием в нашей стране охвачены практически все дети и подростки. Но так было не всегда.
В начале XVIII века, например, даже дворянские отпрыски не желали утруждать себя учебой, поэтому Петру I пришлось в 1714 году издать специальный указ, который обязывал «дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии», а тех из них, которые не получат свидетельства учителей об усвоении науки, «жениться не допускать и венечных памятей не давать».
До революции качественное образование оставалось привилегией немногих. Большинство детей посещали только церковно-приходские школы, но и те скудные знания, которые они успевали усвоить за два-три года, быстро выветривались из их голов – вырастая, бывшие ученики забывали даже грамоту. К 1917 году около 80% населения России не умело читать и писать.
После революции советская власть сразу приступила к искоренению неграмотности, открыв доступ к образованию широким массам (как детям, так и взрослым). Но переломить ситуацию оказалось непросто. Сказывался и недостаток профессиональных учителей, и нехватка средств, и укоренившиеся в народе предрассудки. Даже к концу 1920-х годов некоторые родители не отпускали детей в школы, считая учебу пустой тратой времени, отвлекающей детей от помощи по хозяйству.
Поэтому местным властям, как в свое время и Петру I, приходилось прибегать к административным мерам.
В постановлении Рудненского райисполкома Лужского округа за 1929 год родителям и опекунам детей предписывалось «обеспечить возможность детям посещения школы в течение всего учебного года и следить за регулярными посещениями детьми занятий». Нарушители этого постановления наказывались штрафами до 3-х рублей или принудительными работами до 5 дней.
Но наряду с наказаниями предусматривались и поощрения – так, решением президиума Ленинградского окрисполкома от 3 июня 1929 г. были выделены ассигнования для выплаты бедным семьям по 20 рублей за ученика, посещающего школу.
Предлагаем для ознакомления электронные образы документов:
1. Указ Петра I об обучении дворян приказного чина, дьячих и подьяческих детей арифметике и геометрии от 28 февраля 1714 г./ Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том V. СПб., 1830 г. ЛОГАВ. НСБ.
2. Постановление Рудненского райисполкома о введении в районе обязательного обучения детей в школах 1 ступени. 1929 г. ЛОГАВ. Ф. Р-3164. Оп. 1. Д. 286. Л. 5.
3. О введении всеобщего обязательного обучения в округе. Из протокола заседания президиума Ленинградского окрисполкома. 3 июня 1929 г. ЛОГАВ. Ф. Р-3162. Оп. 1. Д. 270. Л. 233.
Подготовлено ведущим архивистом Абдукаровой А.Т.