Внимание! Изменились платежные реквизиты ГКУ ЛОГАВ. Просим быть внимательными при оплате квитанций.

Приказ №21-од о внесении изменений в приказ директора ГКУ ЛОГАВ от 17.03.2023 №13-од

29.1 - День изобретения автомобиля

Для гонок по асфальтовой дороге, не имеющей на поверхности пыли…

29 января 1886 г. немецкий изобретатель Карл Бенц получил патент на автомобиль, или, как он назвал свое изобретение, на повозку с мотором. Первый автомобиль представлял собой 2-х местный экипаж, который приводился в движение бензиновым двигателем, и развивал скорость порядка 16 км в час. Новое средство передвижения не было очень удобным или быстрым, но это продолжалось недолго, и вместе со скоростью автомобиль стал стремительно набирать и популярность.

Изобретатели не оставляли попыток усовершенствовать автомобиль, хотя далеко не все их предложения можно было воплотить в жизнь. Так, в марте 1929 году Северо-Западное отделение Центрального бюро по реализации изобретений и содействию изобретательству получило сразу 2 заявки от некоего Ю. Граумана: на аэромобиль и аэромотоцикл.

Автор заявки уверял, что его аэромобиль создан для гонок, он сможет развивать скорость до 350-450 км в час, правда, было и важное уточнение: машина предназначалась «для гонок по асфальтовой дороге, не имеющей на поверхности пыли…» Высокую скорость должны были обеспечить 2 двигателя по 300 лошадиных сил каждый и 2 пропеллера. Еще более фантастическим представляется проект аэромотоцикла, имевшего не только пропеллер на багажнике, но и 3 пары лыж.

Описывая свои изобретения, Грауман был немногословен и даже несколько легкомысленен: «Если интересуетесь, то напишите ответик, и если нет - то тоже напишите», но какими бы не были схематичными его чертежи и описания, к его заявке отнеслись со всей ответственностью, и 3 эксперта дали заключения. Стоит отметить, что они пришли к единому мнению: «Представленные автором наброски и описания производят впечатление несерьезности и неграмотности…».

Предлагаем для ознакомления электронные образы документов:

1. Чертеж аэромобиля, выполненный Ю. Грауманом. 1929 г. ЛОГАВ. Ф. Р-4476. Оп. 2. Д. 237. Л.7. Подлинник. Чертёж.
2. Описание аэромобиля, поданное Ю. Грауманом в Северо-Западное отделение Центрального бюро по реализации изобретений и содействию изобретательству. 1929 г. ЛОГАВ. Ф. Р-4476. Оп. 2. Д. 237. Л.7об. Подлинник. Рукопись.
3. Чертеж аэромотоцикла, выполненный Ю. Грауманом. 1929 г. ЛОГАВ. Ф. Р-4476. Оп. 2. Д. 237. Л.8. Подлинник. Чертёж.

Подготовлено ведущим архивистом Кривенковой О.С.